ДОСЬЕ: А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ы | Э | Ю | Я

По любым вопросам пишите на: press@kompromat.wiki

Репортаж с колье на шее. Портрет Наили Аскер-заде, журналистки и миллиардерши

Материал из Компромат
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Проект.Автор: Мария Жолобова, Роман Баданин, Михаил Рубин
Наиля Аскер-заде и Андрей Костин (изображение издания «Проект.»)

07.08.2019Ведущая государственного телеканала «Россия 1» и обладательница «Тэфи» Наиля Аскер-заде берет интервью у миллиардеров, министров и глав госкорпораций. Но сама Аскер-заде, судя по ее собственности, зарабатывает больше иных своих собеседников. Только недвижимость Аскер-заде, может стоить без малого 50 миллионов долларов.

— Кто он, я подробно рассказывать не буду, — говорит Наиля Аскер-заде о своем любимом мужчине в интервью Tatler в июле этого года. — Кому надо, те и так про это знают.

Интервью с телеведущей «России-1» в главном светском журнале России стало основной темой номера. Это, правда, не помогло авторам ответить на вопрос, как ведущая не самой рейтинговой программы на госканале может себе позволить ту роскошную жизнь, которую фиксирует ее Instagram-аккаунт — дорогие наряды, яхта, отдых то на Лазурном берегу, то на африканском сафари. Потому что этот вопрос, скорее всего, и не задавался.

Одним из условий беседы с Tatler был запрет на обсуждение Андрея Костина, президента государственного банка ВТБ[1]. Теперь эта статья о личной жизни Аскер-заде, наверное, единственная, которую Роскомнадзор не вычищает из интернета. Остальные блокируются с маниакальной настойчивостью. Незаконными и подлежащими удалению уже признана почти тысяча ссылок на интернет-страницы с упоминанием телеведущей и банкира. «Интервью, взятое Аскер-заде у Костина, тут же было заблокировано Роскомнадзором», — шутят в интернете.

Как Наиля Аскер-заде берет острые интервью

Миллиардерша

Деревня Раздоры считается самым дорогим местом Рублево-Успенского шоссе. Плюсов много: это «первый» поселок Рублевки в прямом смысле слова. Раздоры расположены всего в 4 км от МКАД. Главная рублевская достопримечательность — «элитный» торговый центр Barvikha Luxury Village, где продаются костюмы Brioni и автомобили Ferrari, — еще в десяти минутах езды.

Как выяснил «Проект», год назад полная тезка Наили Аскер-заде стала собственником огромного — почти 43 тыс. кв. метров — участка леса вблизи деревни Раздоры[2]. Участок Аскер-заде расположен рядом с госдачей «Барвиха-4», в которой жили Михаил Горбачев, а затем Борис Ельцин.

Участок в деревне Раздоры
Участок в деревне Раздоры

Участок Наили, хоть пока и представляет собой почти сплошной лес, куплен для возведения загородного особняка — по документам он имеет статус «для индивидуального жилищного строительства».

Вокруг участка Аскер-заде — территории Серебряноборского лесничества, особо охраняемой природной территории с краснокнижными животными и растениями. Статус заказника этим лесам придали[3] только в 2017 году. Теперь там запрещена вырубка. Лесной участок Наили в состав заказника не включили — как и лесной участок, арендованный по соседству зампредом правительства Антоном Силуановым. Еще один сосед Аскер-заде и Силуанова — замминистра обороны Руслан Цаликов[4].

Ближайший населенный пункт — элитный поселок «Раздоры-2» компании Романа Абрамовича на теперь уже бывших особо охраняемых природных территориях. В поселке Абрамовича стоимость сотки земли — 6,7 млн рублей[5].

Таким образом, участок Наили Аскер-заде может стоить около 2,8 млрд рублей или почти $45 млн. Сама телеведущая заявила «Проекту», что это не ее участок, а на вопрос о том, почему в выписке указано ее полное имя, ответила:

Не знаю

Участок Аскер-заде продал Тимур Клиновский — сын Тимофея Клиновского, бывшего акционера «Вимм-билль-данна» и одного из главных рублевских девелоперов. Клиентами Клиновского, а также его именитых партнеров Гавриила Юшваева и Давида Якобашвили были, например, помощница президента Лариса Брычева и предполагаемая супруга начальника охраны Дмитрия Медведева Михаила Михеева[6]. Тимур Клиновский участвует в девелоперском бизнесе вместе с отцом. Именно он продавал участок сестре Алишера Усманова, который потом был передан фонду однокурсника Медведева, что дало повод Алексею Навальному обвинить премьер-министра в получении взятки.

— У меня есть квартира, не восемь, а одна — говорила Аскер-заде в интервью Tatler. Это неправда. В сентябре 2011 года она стала собственницей[7] квартиры площадью 228 кв. метров в 1-м Зачатьевском переулке, а в 2014 году ей в собственность перешла еще одна, соседняя, площадью 155 кв. метров[8]. Общую стоимость квартир Аскер-заде в этом доме можно оценить в 300 млн рублей.

Родная сестра Аскер-заде Инара тоже обеспечена недвижимостью. Ей принадлежит квартира площадью 144 кв. метра в доме на Нежинской улице, в ЖК «Кутузовская ривьера». Квартира чуть меньшей площади, 140 кв. метров, продается там сейчас за 72 млн рублей ($1,1 млн).

Спутница

— Ветром промчался мимо глава ВТБ Андрей Костин в пилотке, и за ним едва поспевал, а на самом деле безнадежно отставал от него мальчик, которого с Костиным роднила, судя по всему, не только точно такая же пилотка на голове, — писал в 2018 году в репортаже с парада Победы на Красной площади журналист «Коммерсанта» Андрей Колесников.

Про присутствие рядом с Костиным Наили Аскер-заде он не упомянул, хотя пара и их дети были на параде все вместе[9]. Более того, их присутствие на трибуне для высокопоставленных гостей зафиксировал один из корпоративных фотографов ВТБ. Он выложил фото в Facebook. Фотографа немедленно отстранили от работы. Другой собеседник «Проекта» рассказывает, что после публикации фотографа включили в «черный список» и не аккредитовывают на важные мероприятия — например, пресс-конференцию Владимира Путина. «Проект» видел запретную фотографию, но не публикует ее и имя фотографа из соображений его безопасности.

Похожий случай был еще за несколько лет до парада. Тогда из фотобанка «Коммерсанта», где Аскер-заде когда-то работала корреспондентом, по просьбе собственника издания Алишера Усманова удалили фотографии Аскер-заде под руку с Костиным[10]. Под запретом вообще почти вся информация об Аскер-заде — и о ее связи с руководителем ВТБ, и о ее недвижимости. Когда издание Baza опубликовало статью[11] о второй квартире Аскер-заде в Зачатьевском на своей странице в «Яндекс Дзен», сервис блогов немедленно удалил ее, сославшись на требование Роскомнадзора.

Дом в Зачатьевском переулке в Москве, в котором расположена квартира Аскер-заде

Поводом для блокировок Роскомнадзор объявил решения судов по иску ВТБ — от сентября и ноября 2018 года. Тогда банк просил[12] признать порочащими сведения, распространенные сразу на нескольких десятках интернет-ресурсов. Почти все они были перепечатками с сайта «Роспрес». В части из них говорилось о дорогой недвижимости и автомобилях телеведущей, якобы подаренных ей банкиром Костиным. В других описывалась продажа ВТБ акций розничной сети «Магнит» зятю Сергея Лаврова, якобы стоившая банку пропажи $1 млрд. Объединяло эти заметки одно — во всех в весьма нелестном ключе упоминалась связь Костина и Аскер-заде.

Суд решил, что статьи порочат репутацию ВТБ, поскольку содержат утверждения «о нарушениях заявителем и его сотрудниками действующего законодательства, совершении нечестных поступков, неправильном, неэтичном поведении в общественной жизни». Какие именно сведения, в решениях судов не уточняется. В них просто приводятся выдержки из этих статей — вроде «+++++ +++++ +++++ тратит целые состояния на любовниц» или «+++++ сделал Аскер-заде женщиной-миллиардером».

На основании этих судебных решений Роскомнадзор стал требовать удаления вообще любых статей, где упоминалась Аскер-заде. Например, заметки на сайте издания Vklader.ru, где было просто процитировано решение суда по иску ВТБ. С сайта издания Super.ru исчезла статья о дорогом гардеробе телеведущей: фотографии из «Инстаграма» Аскер-заде иллюстрировались ценами на ее одежду и аксессуары: Аскер-заде с сумкой Hermes Birkin за 966 тыс. рублей, Наиля с часами Graff за 8,6 млн рублей, Наиля в платье Gucci за 200 тысяч, с часами Chopard за полтора миллиона.

Апофеозом этого преследования СМИ стала история с не чужой Наиле газетой «Ведомости». Когда в апреле она написала о массовых блокировках других СМИ за статьи про Аскер-заде, банк, по сведениям издания Roem.ru, снял рекламу в газете[13].

Как работает механизм этих повальных блокировок, непонятно. Роскомнадзор не уполномочен[14] искать статьи с запрещенным контентом. Однако у самого госбанка есть контракт на мониторинг СМИ, блогов, соцсетей и интернет-форумов по ключевым словам: Аскер-заде среди них не упоминается, но есть Костин. Ежедневно банку должен предоставляться отчет с описанием информационных поводов и тональности сообщений.

Вероятно, эта статья также ляжет на стол Костину. Он не стал отвечать на вопросы «Проекта»[15].

Журналистка

Наиля Аскер-заде начинала свою карьеру в местах, где прятать информацию об отношениях со спикерами не принято. Сначала был «Коммерсантъ», потом газета «Ведомости» — в обоих изданиях она считалась одной из лучших журналисток. «Ей хотелось всех рвать», — вспоминает бывшая коллега Аскер-заде по «Коммерсанту». Аскер-заде работала в экономическом отделе, специализировалась на банках, включая ВТБ.

Среди прочего она писала о скандальной покупке китайских буровых установок, когда миноритарий банка Навальный выяснил, что ВТБ приобрел их в 1,5 раза дороже официальной цены. По словам Навального, посещавшего собрания акционеров банка, они с Аскер-заде часто «перемывали кости этому Костину».

В мае 2011 года в «Ведомостях» вышло интервью Аскер-заде с Костиным. ВТБ как раз тогда агрессивно поглощал Банк Москвы. Против руководства последнего возбуждались уголовные дела, его президент Андрей Бородин предусмотрительно уехал в Лондон.

Во время подготовки к интервью пресс-служба ВТБ потребовала вопросы — Аскер-заде отправила 96 штук. «Значит, ответим на все!» — хвасталась потом ответом Костина Наиля коллегам[16].

«Это было больше похоже на протокол допроса», — вспоминает то интервью бывший коллега Аскер-заде. По его словам, такого интервью не могло быть, если бы собеседник ей явно не симпатизировал. Аскер-заде спрашивала Костина: «Почему я должна верить вам?».

Через месяц был Петербургский международный экономический форум, который Аскер-заде освещала как журналист «Ведомостей». Костин по традиции представлял там банковскую элиту. После форума Аскер-заде не выпустила о ВТБ ни одной заметки, а вскоре и вовсе ушла из газеты.

Заставка программы Аскер-заде на телеканале «Россия-24»

«Мечта о телевидении взяла свое, — объясняла Аскер-заде в интервью Tatler. — Меня пригласили на ВГТРК, и я ушла». Это тоже неправда.

Поводом для ухода Аскер-заде стало другое событие. По словам бывшего главреда газеты Татьяны Лысовой, Аскер-заде сообщила ей о конфликте интересов из-за начавшихся отношений с «топ-менеджером ВТБ». «Имя она не назвала, но для меня имя не имело значения. Нам обеим было очевидно, что ей надо менять тему. Она была ценным журналистом для «Ведомостей», но у нас пол-экономики завязано либо на ВТБ, либо на его конкурентов», — объяснила Лысова «Проекту».

Новость о романе Аскер-заде с Костиным распространилась широко. Тогда Наиля этого не скрывала: Костин даже звонил журналистам «Ведомостей» с телефона Аскер-заде[17].

Финансистка

Возможно, заметки про Костина и Аскер-заде так тщательно вычищаются из интернета, потому что глава ВТБ беспокоится о своей декларации о доходах[18]. Когда шла дискуссия об обязательном декларировании имущества и доходов главами госкомпаний, Костин был одним из противников этой идеи, «не желая раскрывать информацию о своих детях»[19]. Той же версии — про детей — придерживается собеседник, близкий к руководству ВТБ. По его словам, у Костина есть несовершеннолетние дети и от бывшей супруги, и от Наили. Из-за этого у главы ВТБ возникают личные трудности. Формальный статус отношений банкира с Аскер-заде до сих пор неизвестен, но имущество несовершеннолетних детей Костин указывать в декларации обязан.

Премьер-министр Медведев обязал двух руководителей госбанков — ВТБ и Сбербанка — раскрывать правительству информацию о своих доходах, имуществе, а также соответствующую информацию о своей жене и несовершеннолетних детях в 2014 году. В том же году Костин, судя по всему, развелся с женой Натальей Гордеевой, так как она в результате «раздела имущества» стала владелицей участка земли на Рублевке[20]. Всего у Гордеевой там около 2,5 гектаров в поселке Горки-2 на территории дачного кооператива «Сосны-15». Средняя стоимость сотки в «Соснах-15» на участке с домом — 10,6 млн руб.[21] Так что недвижимость Гордеевой может стоить около 2,5 млрд рублей, что примерно соответствует стоимости участка новой избранницы госбанкира.

Дом Натальи Гордеевой

Декларация Костина так никогда и не попадала в публичный доступ. «Проект» запросил ее у ВТБ и получил отказ на основании того, что Костин не обязан публично раскрывать информацию о доходах.

Более того, любые попытки оценить его доходы наталкивались на жесткое противодействие госбанка — прямо как в истории с заметками про Аскер-заде. Например, журнал Forbes, начиная с 2012 года, готовил ежегодный рейтинг самых дорогих топ-менеджеров страны, где Костин традиционно был в лидерах. В 2016 году Костин тоже был в тройке самых высокооплачиваемых, но на месте суммы вознаграждения было пусто — владелец журнала Александр Федотов из-за возможного конфликта с ВТБ распорядился убрать оценку из журнала[22].

Когда в 2012 году тот же Forbes спорил с ВТБ о размере вознаграждения Костина, журнал настаивал[23]: Костин получает большую часть своих доходов не в ВТБ, а за границей, через филиал ВТБ на Кипре — Russian Commercial Bank (RCB). Forbes называл этот офшор «кошельком» топ-менеджеров ВТБ[24].

Руководит кипрской «дочкой» ВТБ Кирилл Зимарин. Так же зовут человека, который подарил Аскер-заде ее первую квартиру в Зачатьевском переулке[25]. Собственником ее второй квартиры первоначально был сам банк ВТБ. Потом она перешла в собственность офшора Erelson Investments Limited, а затем, в апреле 2014 года — Аскер-заде[26].

Сестра Аскер-заде Инара тоже крепко связана с ВТБ. Хотя «Проекту» Аскер-заде и сказала, что «ее сестра работает мамой», Инара Аскер-заде числится в списке сотрудников банка ВТБ в должности менеджера global banking[27]. В списке участников Международного инвестиционного форума в Сочи[28] в 2015 году есть обе сестры Аскер-заде — и обе указаны как «помощницы президента-председателя правления банка ВТБ», то есть Костина. Также в распоряжении «Проекта» есть адресованное Аскер-заде письмо от директора «Движения предприятий Франции» Мишеля Гульбо, подтверждающее ее регистрацию на форуме «Деловой двадцатки» в Каннах в конце октября 2011 года. И там Аскер-заде зарегистрировалась как «специалист ВТБ»[29]!

Подтверждение регистрации Наили Аскер-заде на форум «деловой двадцатки» в Каннах. Источник: occrp.org

Ведущая

Телеведущая рассказывала в интервью Tatler, что сама получила приглашение от ВГТРК, где работает с 2011 года. Но это не совсем правда[30]. Чтобы устроиться на Россию-24, Аскер-заде позвонила тогдашнему заместителю главы госканала Дмитрию Медникову. «Может, его номер и был взят в приемной Костина. Но собеседование у нее было», — вспоминает источник «Проекта», близкий к руководству государственного медиа-холдинга.

Конфликт интересов, который стал поводом для ухода Аскер-заде из газеты, абсолютно ничего не значит на российском государственном телевидении[31]. Во время Всемирного экономического форума в Давосе в 2013 году Аскер-заде приезжала на работу на машине с Костиным[32]. Когда для интервью с Кадыровым Наиля полетела в Чечню, почти никто не заметил, что ровно во время визита журналистки в инстаграме Рамзана Кадырова появилось фото с Костиным[33]. Наиля и Костин действительно приехали в Чечню вместе[34]. Именно Костин звонил главе Чечни договариваться об этом интервью[35]. Костин вообще интересуется успехами Аскер-заде на канале: звонил, спрашивал, «справляется ли», говорит собеседник «Проекта», близкий к руководству ВГТРК.

Возможно, Аскер-заде связана рабочими отношениями и с другими своими ньюсмейкерами. В начале этого года имя Наили значилось в списке сотрудников принадлежащей Олегу Дерипаске компании En+ — в головном офисе компании на улице Василисы Кожиной в Москве у Аскер-заде был отдельный кабинет[36]. Когда корреспондент «Проекта» приехал в En+ под видом курьера, двое сотрудников компании рассказали, что Аскер-заде «стажировалась» в компании. Официально в En+ это опровергают: представитель компании Вера Курочкина заявила «Проекту», что Аскер-заде никогда у них не работала. Отрицает это и сама Наиля.

Интервью Рамзана Кадырова, скриншот программы «Действующие лица с Наилей Аскер-заде» канала «Россия 24»

Для ВГТРК не проблема, что сам Дерипаска при этом — частый гость эфиров Наили. «Тут не бывает конфликта интересов», — объясняет бывший продюсер телеканала. Например, если не получается быстро организовать командировку за счет канала, продюсеры просят какую-нибудь компанию о «бартере» — оплате расходов в обмен на интервью в эфире. С похожими трудностями сталкивалась и Аскер-заде, рассказывает ее знакомый: жаловалась, что телеканал не оплачивает ее командировки. Журналистка летает бизнес-классом, что не покрывается бухгалтерией госканала[37].

Наиля сразу попала в кадр, хотя поначалу говорила непрофессионально[38]. Ей одной разрешали выходить в эфир с распущенными — ниже талии — волосами. Главред «России-24» Евгений Бекасов мог обматерить любую ведущую, но не Аскер-заде[39].

При этом Аскер-заде очень амбициозна и работоспособна[40]. Четкости речи Наиля училась, артикулируя с камнями во рту[41], и вообще выделялась на фоне остальных ведущих, которые больше напоминали говорящие головы. Плюс у нее есть источники, каких нет ни у кого.

«Она приводила топовых спикеров. У нее есть прямой выход на верхушку. Например, Алишер Усманов — абсолютно ее тема», — говорит бывший продюсер «России-24». Дерипаска и вовсе давал интервью Аскер-заде несколько раз. «А из него обычно х**, что вытянешь. То нельзя обсуждать, это нельзя, проще отказаться», — вспоминает близкий к главе ВГТРК Олегу Добродееву собеседник «Проекта».

Интервью Олега Дерипаски, скриншот программы «В рабочий полдень» канала «Россия 24»

По словам бывшего продюсера телеканала, Наиля знает рамки ВГТРК и никогда не будет задавать «некорректных» вопросов. «Но она кайфует от того, что может, извините, подъ****ть Дерипаску. Приходит с интервью и говорит: ну, я его поколола», — рассказывает ее бывший коллега. Правда, уколы не касаются острых тем.

Уже через пару месяцев после ухода из «Ведомостей» вышел сюжет Наили на ВГТРК — это было интервью с финансовым экспертом Джимом Роджерсом про «безграмотность финансовых властей США» и экономические проблемы Европы. Относительно России же был дан[42] крайне оптимистичный прогноз. Все интервью — в «теплой, дружеской обстановке». Для программы Аскер-заде Дерипаска в рабочей спецовке водил грузовик, Усманов рассказывал об отношениях со своей женой Ириной Винер, миллиардер Владимир Потанин спускался в шахту, а директор СВР Сергей Нарышкин стрелял из пистолета. Гости всегда идеологически верные и нередко связанные с ВТБ. Одним из последних гостей Аскер-заде стал украинский кум Путина и пророссийски настроенный депутат Рады Виктор Медведчук — прямо накануне выборов в украинский парламент, куда он тогда избирался. В 2017 году Аскер-заде взяла интервью у Кадырова для своей новой программы «Действующие лица», уже на канале «Россия-1» — журналистку повысили. Первый выпуск «Действующих лиц» был с Антоном Силуановым — главой наблюдательного совета ВТБ. Также интервью Аскер-заде давал министр экономики Максим Орешкин — бывший сотрудник «ВТБ Капитала».

Близкий к руководству ВГТРК собеседник «Проекта» говорит, что программа Наили — не тот случай, чтобы инициатива исходила «сверху». Максимум, что нужно Кремлю от телеканалов — дать нужный комментарий, объясняет он. «Действующие лица» — не тот формат. «Какой-нибудь Силуанов в X6 (BMW X6, марка автомобиля, в котором Силуанов дал интервью[43] Аскер-заде в 2017 году — «Проект») не произведет магического впечатления на пенсионеров, а это основная аудитория», — объясняет собеседник «Проекта».

К тому же программа Наили идет далеко не в прайм-тайм. В телепрограмме она стоит в ночь с воскресенья на понедельник, после «Воскресного вечера с Владимиром Соловьевым». Раньше по расписанию она начиналась в 00:30. Часто Соловьев заговаривался — тогда программа Аскер-заде выходила еще позже. Сейчас «Действующие лица» выходят в час ночи. Рейтинг невысокий — 1%[44].

При этом в прошлом году Наиля взяла «Тэфи» в номинации лучший интервьюер и «радовалась как ребенок», вспоминает ее эмоции бывшая коллега. В номинации она обошла самого Владимира Познера. У выхода с церемонии победительницу встречал Костин с огромным букетом цветов[45].

Итог

Формально Аскер-заде, хотя и работает на государственном канале, не является госслужащей. Зарплата топ-ведущих ВГТРК — несколько сотен тысяч рублей[46]. Общая стоимость только недвижимого имущества Аскер-заде, найденного «Проектом», составляет почти 3 млрд рублей.

Ссылки и сноски

  1. Слышал источник, близкий к издательству Condé Nast. Главред Tatler Ксения Соловьева отказалась отвечать на вопросы «Проекта»
  2. Cвидетельствует выписка из ЕГРН
  3. Постановление - Правительство московской области
  4. Разносим в пух и прах «ответы» Цаликова и Силуанова- Алексей Навальный (архив)
  5. Согласно данным на сайте ЦИАН
  6. Её участок нашла «Новая газета» в материале: «Мир в Раздорах» - Новая газета (архив)
  7. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости - ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
  8. Ведущая «России 1» приобрела две квартиры за 420 млн рублей, и всё благодаря ВТБ - сообщало издание Baza (архив)
  9. Вспоминает собеседник «Проекта», знакомый с Костиным
  10. Рассказали «Проекту» два бывших сотрудника издания
  11. Ведущая «России 1» приобрела две квартиры за 420 млн рублей, и всё благодаря ВТБ
  12. РЕШЕНИЕ - Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  13. В техзадании на оказание рекламных услуг в СМИ, опубликованном ВТБ уже после этой заметки, в начале мая, «Ведомости» присутствовали. Однако через несколько дней тендер был отменен. Ранее экс-главред «Ведомостей» Татьяна Лысова уже обвиняла Андрея Костина в том, что группа ВТБ «поснимала рекламу» в газете из-за упоминаний своего председателя в заметках
  14. Роскомнадзор объяснил блокировку новых статей о Костине и Аскер-заде запретом на распространение информации об их отношениях - Медиазона (архив)
  15. В ответ на официальный запрос пресс-служба ВТБ уведомила редакцию, что не будет общаться с незарегистрированными в Роскомнадзоре СМИ
  16. Вспоминает бывшая журналистка «Ведомостей»
  17. Вспоминает одна из ее бывших коллег
  18. Считает бывший высокопоставленный госслужащий
  19. Вспоминал другой экс-чиновник
  20. Свидетельствуют данные Росреестра
  21. На основе предложений на сайте cian.ru
  22. Сотрудники Forbes: Александр Федотов правит статьи в журнале - по словам автора рейтинга Елены Березанской (архив)
  23. Заявление редакции Forbes в связи с публикацией опровержения ВТБ - Forbes (архив)
  24. По версии журнала, в 2011 и 2012 году ключевые топ-менеджеры ВТБ получили в качестве дивидендов оттуда около $80 млн.
  25. Свидетельствуют данные Росреестра
  26. Квартира Андрея Костина во Вражском переулке тоже изначально была в собственности «ВТБ Северо-Запад»
  27. Рассказал собеседник «Проекта» в ВТБ, пресс-служба банка это не прокомментировала
  28. Есть в распоряжении «Проекта»
  29. Документ доступен в архиве хакерских утечек, опубликованных OCCRP). В то время Наиля уже работала на ВГТРК. Сама Наиля заявила «Проекту», что никогда не работала в ВТБ, а собеседник, знакомый с Костиным предположил, что журналистка не принимает участия в работе банка, но числится в списке сотрудников «по личным причинам» — чтобы иметь возможность путешествовать со своим спутником жизни.
  30. Вспоминает источник, близкий к руководству ВГТРК
  31. Говорят собеседники «Проекта», работавшие на ВГТРК
  32. Вспоминает очевидица
  33. Сейчас фото доступно только в архиве - Pictame (архив)
  34. По словам источника, близкого к Кадырову
  35. Утверждает тот же близкий к Кадырову собеседник
  36. Говорит сотрудник компании
  37. Говорит собеседник на канале. «Проект» отправил запрос пресс-службе телеканала «Россия 1» по поводу возможного конфликта интересов, но пока не получил ответа
  38. Вспоминает бывший сотрудник «России-24»
  39. Вспоминает еще один бывший сотрудник телеканала
  40. Признают ее коллеги
  41. Говорит близкий к руководству ВГТРК источник
  42. Бернанке совершенно не разбирается в экономике! - «Вести Экономика» (архив)
  43. Действующие лица с Наилей Аскер-заде - «Россия 1»
  44. По данным «Медиаскоп» с января по июнь 2019 года
  45. Вспоминает очевидец этого события
  46. Говорит источник, близкий к руководству холдинга